МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Почём жизнь на бульваре Сансет?

Говорят, что в жизни случайностей не бывает. Каждое событие предопределяет наше дальнейшее… А может быть, и подталкивает нас осознать настоящее?..

16 апреля в Азербайджанском государственном русском драматическом театре им. Самеда Вургуна состоялся премьерный показ спектакля «Бульвар Сансет». Под таким названием в репертуар Русского драматического войдёт постановка по пьесе Виктора Денисова «Бульвар заходящего солнца».

Это очередная режиссёрская работа Ильгара Сафата, подчёркивающая его профессиональный рост. Если в первых постановках ещё проглядывалась «плоскость киноэкрана», то спустя время уже приятно видеть, как Ильгар Сафат «осваивает» пространство театральной сцены. Тем более, «Бульвар Сансет» напрямую относит зрителя в мир кинематографа, такой родной и знакомый режиссёру. Он мастерски привносит в сценическое действо и сам экран, создавая светотенями кинокартинку. И здесь особая нежность постановщика, может даже признание в любви тому времени, когда нельзя было и помыслить о спецэффектах, а искусство операторов и художников было сродни какому-то колдовству, для создания интересной визуализации. Да и сама сцена, декорированная нарочито броско – была героиней всего сценического действия, словно подчёркивая нереальность ситуативности, когда каждый и действующих лиц играет роль, совершенно забыв, что жизнь – далеко не сцена, и дубли в ней просто невозможны.

«Бульвар Сансет», в моих глазах, препарирует своих героев, создавая для них ситуации, когда честное признание самому себе может стать правильным выходом или же ещё более тугим «узлом на горле». Причём, и свалить вину на другого, даже при внешней лёгкости возможностей, не получится. Так вот, готовы ли мы нести ответственность и, главное, желание, за собственные поступки глядя себе в глаза?..

Первый «надрез» спектакля «Бульвар Сансет» - любовь. Во всех её аспектах и проявлениях. Четверо героев – четыре любви.

Норма Дэсмонд – когда-то известная и востребованная актриса, жаждущая вернуть всеобщее преклонение и обожание без которых не мыслит себя. Каждое её действие подчинено требованию: «Любите меня!». И при этом, умеет ли она сама любить? Знает ли, какова настоящая любовь? А может ей эта самая, настоящая любовь и не нужна? А для неё это всего лишь часть яркого света рампы, которого уже нет? И, вполне возможно, уже никогда не будет…

Норма – женщина, идущая к реализации собственных желаний, буквально по головам и судьбам. Таковым был её путь. Но время неумолимо вносит свои коррективы: молодость с её «преференциями» за плечами, а принять настоящее положение вещей и событий – нет желания. Более того, Норма старательно воздвигает вокруг себя искусственный «оазис собственной звёздности». Не зря, для своего сценария она выбирает образ Саломеи. Норма видит в ней себя и только себя! Она желает исполнения своих желаний. Она желает казнить и миловать. Она желает получить «головы» тех, кто вычеркнул её из мира «ярких огней» и больше «не отвечает на телефонные звонки». Саломея – невысказанные вслух претензии самой Нормы…

Макс – человек, преданно поддерживающий иллюзорный мир Нормы. Когда-то он был её мужем, давшим ей старт в кинематографе. Сегодня, ему позволено ей служить, став тенью и «генератором обожания». А они, как известно, не требуют уважения, ибо жизни собственной у них нет. Люди, подобного рода, лишь спутники, когда-то попавшие в «орбиту притяжения» и отражающие свет другого светила. Любовь Макса, на первый взгляд, благородна. Но при дальнейшем рассмотрении понимаешь, что огромная доля вины лежит и на нём – нельзя отрицать реального мира для любимого человека. Иллюзорность способна породить монстров…

Джо Гиллис – при внешнем позиционировании себя как приличного человека, поступается всем, что мешает получить выгоду. Любовь к самому себе, до сих пор недооценённому. Любовь, к тем перспективам, что сулит признание. Любовь, к роскоши, пусть даже не своей. Использовать выпавший шанс, казалось бы, никто не откажется. Но какова цена?! Или молодость всё спишет? За безобидным, на первый взгляд, предложением о сотрудничестве ясно вырисовывается перспектива «формы оплаты». Где в качестве минимума – кабала чувств. И вот, вроде бы, настаёт момент осознания, и подарки не принимаются, и совершается рывок на свободу… к чистой (?) любви. Только долги всегда придётся отдавать. Так или иначе. Незавершённость – тоже долг, тем более, выраженная в ключах от дома из которого бежал. Пусть даже там осталось хоть что-то, нельзя возвращаться и открывать дверь этими ключами. Они – согласие на возвращение к прошлому без изменений. Момент ложных надежд…

Бетти Шеффер… У неё своя «правда жизни». Любовь для неё – выбор наилучшего кандидата для удобного устройства. Не особо обременённая вопросами морали в отношении других, девушка «со вкусом» обсуждает сложившуюся ситуацию и те вероятные бонусы, что можно из неё извлечь. При этом, она совсем не думает, что и её не минует уход молодости, которая является её «козырем» в настоящем. И с чем она останется на тот момент?..

Второй «надрез» - переплетение судеб этих четверых. Страстный клубок поиска дивидендов без оглядки. Даже под прикрытием «добрых намерений». Поиск, утеря и вновь поиск… Забыв про простейшее человеческое достоинство. Четверо столкнулись… В реальной жизни, каждый из нас знает таких персонажей, или же встречался вскользь. Женщины, не способные принять возраст и нести его достойно, подменяющие любовь суррогатом «зависимости избранного на роль». Спекулирующие на болезненной преданности тех, кто слабее и не мыслят себя без «предмета обожания». Людей, кто в силу собственного характера не способен изменить свою жизнь, «прозябают в тени» сотворённых кумиров, служа им с маниакальной преданностью. И оправдывают нежелание что-то изменить чувствами, вызывающими, минимум, недоумение. Мы сталкиваемся с теми, чьи амбиции превышают способности. Кто при удобном случае, пытается их реализовать, пользуясь другими людьми и их возможностями. А понимание собственной продажности рьяно оправдывают сложившимися обстоятельствами.

Даже костюмы героев продуманы для максимальной визуальной подачи характеров героев. И это тоже заслуга режиссёра-постановщика, который придумал и нарисовал их эскизы. Я не театральный критик, а лишь зритель. Ведь за два часа невозможно рассказать всю жизнь героев. «Бульвар Сансет» делает это с лёгкостью…

Наряды Нормы Дэсмонд нарочито театрализованы. В каждом присутствует блеск, словно отблеск огней рампы. Она актриса всегда и везде. И солнце – всего лишь светило, что должно лишь подчёркивать блистательность самой Нормы.

Военный тренч Макса – ограничение и неприхотливость. Своеобразный символ подчинения и беспрекословного выполнения приказов.

Белый костюм Джо можно принять за намёк на честность, но не стоит обольщаться. Это всего лишь «маска», отвлекающая от его истинного лица – стремление пробиться к признанию и успеху. И вот он уж в смокинге, так сказать, примеряет желаемое. Но цена оказывается достаточно высока – надо «продать» себя. И тут случается «сбой», смокинг становится тесен, а старый белый костюм возвращается. Однако, пятен на душе уже не скрыть. «Ржавчина» настолько отравляет, что он готов обвинять кого угодно, бросаться жестокими словами. Но обелять себя, прикрываясь сложившимися обстоятельствами. Жертва в белом?..

Яркая и броская Бетти. В ней всё «заточено» на то, чтобы её нельзя было не заметить. Но шляпка и перчатки – аксессуары серьёзных намерений, разве что красного цвета...

Премьера всегда волнительна. И для актёров, и для режиссёра, и для публики. И мои мысли, которые я сейчас смею «озвучить», родом из партера…

Сразу оговорюсь, что никак не смею оценивать актёрское мастерство, ибо артистический труд для меня подобен магическому действу. В этом никогда (в данном контексте уместна именно эта временная категория) не перестану признаваться. Тем более, на сцене блистала народная артистка Азербайджана Людмила Семёновна Духовная. Прима! Актриса на все времена! Видеть её на сцене – роскошь и удовольствие! Играть с ней в партнёрстве, думаю, счастье… (надо будет при случае спросить у Ярослава Трифонова). Это первое «мощное» появление этого актёра в одной из ведущих ролей. И нельзя не отметить, что экзамен Ярослав сдал великолепно. Ему удалось «вписаться в обрамление» роскошной игры Людмилы Семёновны. Он не «потерялся» и получал удовольствие от раскрытия характера Джо, показывая нюансы его метаний. И ещё одно «обрамление» главной героини вечера – выдержанный народный артист республики Юрий Балиев скупыми, на первый взгляд, приёмами, представлял своего персонажа. Но по мере разворачивающегося действия становилось понятно, что именно его герой, та самая основа, на которой и выстроен весь мир в особняке Нормы Дэсмонд.

Так вот вчера вечером на моих глазах рассказывалась история… может даже вполне тривиальная на первый взгляд: в жизни известной, в прошлом, голливудской актрисы Нормы Дэсмонд внезапно появился молодой, мало кому известный сценарист Джо Гиллис…