В Баку прозвучала​ Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

22 июня, в день начала Великой Отечественной Войны 1941-1945 года, в Баку, во Дворце Гейдара Алиева впервые прозвучала легендарная «Ленинградская»​ Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. В концерте приняли участие два самых известных​ симфонических оркестров страны - Симфонический оркестр Академического​ театра оперы и балета и Государственный симфонический оркестр имени Ниязи, под управлением выпускника Ленинградской Консерватории, Народного артиста Азербайджана, профессора Ялчина Адигезалова.​

В годы Второй Мировой войны азербайджанский народ наравне с другими советскими гражданами сражался за освобождение своей Родины от гитлеровской Германии. В этой войне сражался каждый пятый житель Азербайджана. Во время Второй мировой Азербайджан поставлял 80% всего необходимого газа и 90% смазочных материалов, необходимых для линии фронта от Балтийского до Черного моря и внес тем самым высокий вклад в Победу.  Премьера Седьмой симфонии состоялась 5​ марта 1942​ г. в Куйбышеве, на сцене Театра оперы и балета, в исполнении оркестра Большого театра под управлением С.​ А.​ Самосуда. 29​ марта 1942​ г. симфония была исполнена в Москве. Ленинградская премьера​ Седьмой симфонии Шостаковича состоялось в августе 1942​ г. в зале Ленинградской филармонии. В первые недели войны, которую Шостакович встретил в своём родном городе​ — Ленинграде, он начал писать Седьмую симфонию, ставшую одним из важнейших его произведений. Композитор работал с необычайным усердием и творческим подъёмом, хотя писать симфонию получалось урывками. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. К середине сентября Шостакович закончил две части симфонии, а 29 сентября завершил третью часть. В середине октября 1941​ г. из блокированного города он вместе с двумя малолетними детьми был эвакуирован в Куйбышев, где и продолжил работу над симфонией. В декабре была написана финальная часть, и началась подготовка к постановке. Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета К.​ И.​ Элиасберг. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в Ленинград, начались репетиции. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра, поэтому была проделана большая работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на ближайшей передовой.

9​ августа 1942​ г. в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии. 80​ мин., пока звучала музыка, орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л.​ А.​ Говорова​ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Операция огневого подавления вражеских батарей называлась «Шквал». Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города. Позднее запись симфонии осуществили многие выдающиеся дирижёры, как в СССР, так и за рубежом. На музыку 1-й части симфонии был поставлен балет «Ленинградская симфония», получивший широкую известность. Симфония прошла практически по всем концертным залам мира и стала самым популярным произведением Шостаковича. Только в Америке она выдержала 60 представлений в течение одного года и была исполнена в большинстве крупных городов Восточной и Западной Европы. Седьмая («Ленинградская») симфония Д.​ Д.​ Шостаковича по праву является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX​ в., но и музыкальным символом блокады Ленинграда,​ отождествлением борьбы советского народа против фашизма.
Премьера в Баку прошла с большим аншлагом.​ Зал стоя аплодировал Симфоническому оркестру Академического театра оперы и балета и Государственному симфоническому оркестру Ниязи, а также​  дирижеру Ялчину Адигезалову.